«Ақмола облысы білім басқармасының  Бұланды ауданы білім бөлімі Капитоновка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Капитоновка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

біз әлеуметтік желілерде

Сенім телефоны

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Восполнение пробелов в выполнении лабораторных работ на уроках физики.

29.03.2022

Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно,
представлять для восприятия чувствами, а именно, видимое – для восприятия зрением,

 слышимое – слухом, запахи – обонянием,

 подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию –
путём осязания; если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

                                                          Ян Амос Коменский (1592–1670)

 

На уроке физики в 7 классе школьники знакомятся с ещё одной наукой о природе «физика».

Познание достигается путём наблюдений и опытов, следовательно необходимо уделять значительное внимание экспериментам для большей заинтересованности.

Самое главное: необходимо школьника сделать  самым главным и центральным лицом при изучении данной науки.

  • При опытах учащиеся пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми.
  • При самостоятельных лабораторных работах умственная деятельность так же сопровождается и деятельностью органов движения.
  • Объединяются мысль , слово(запись) и действие.
  • Путём выполнения самостоятельных лабораторных работ школьники получают  полное представление о количественной стороне явлений.
  • Наблюдая и воспроизводя эти явления , преодолевая трудности , усваиваются основные понятия и законы физики, самостоятельные и устойчивые суждения об окружающих их явлениях.
  • Основной недостаток в знаниях – их отвлечённый характер.
  • Нет самостоятельности мысли и самостоятельности действия.
  • Лабораторные работы – надёжное оружие в борьбе с данными недостатками.

Наилучшей формой работы – сочетание самостоятельных лабораторных работ с опытами учителя.

Школьники чаще всего запоминают и воспроизводят наиболее эффективные и легко  запоминающиеся детали.Поэтому первостепенная роль учителя – развить наблюдательность , пытливость , потребность к задаванию различного рода вопросов. Достичь этого можно путём самостоятельных наблюдений , самостоятельного эксперимента.

  • Необходимо начинать с самых простых приёмов : акцентировать внимание на том , что происходит на демонстрационном столе.
  • Проделывая самостоятельно  опыты, проводя наблюдения, измерения, школьники развивают логическое мышление, глубже проникают в явления природы, выделяют главное на фоне второстепенного и случайного.
  • Прежде всего должна быть ясна цель эксперимента.
  • Лабораторные работы должны сопровождаться решением задач – задач-вопросов и вычислительных, а так же экспериментальных задач.

Главным аспектом выполнения лабораторных работ – выполнение в определённом порядке(по алгоритму), а так же каким образом будет оформляться данная работа.

  • Я использую в 7 классе «Рабочий лист».
  • Пример:( «Определение цены деления               измерительных приборов»).
  • 1. Уделяем внимание цели работы(в устной или печатной форме).
  • 2.Приборы.
  • 3.Инструктаж по технике безопасности(под роспись).
  • 4.Ход работы(выполнение по алгоритму).
  • 5.Обязательно – Вывод(ответы на вопросы).

Плюсы данной формы оформления работы:

    --алгоритм выполнения задан,

--экономия времени,

  • --больше времени на выполнение работы,
  • --ответы на вопросы и выводы.
  • Лабораторные работы при надлежащей их постановке дают много для расширения кругозора, для формирования более глубоких, прочных и действенных знаний по применению физики в технике и повседневной жизни вообще, по развитию умений и навыков.

Лабораторная работа №1          _____________________

  •                                                                               дата
  •  
  • Определение цены деления  измерительных приборов.
  • Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра(мензурки),термометра, линейки, научиться пользоваться ими и определять с их помощью объем жидкости.
  •  
  • Оборудование:  линейка, мензурка, термометр, брусок, сосуд с водой.
  • Ход работы:
  • 1.Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила.
  • Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!
  • С правилами ознакомлен, обязуюсь выполнять.

 

Метод фронтальных лабораторных работ на практике реализуется через различные методические приемы, которые по характеру деятельности учителя и учащихся разделяют на репродуктивные, иллюстративные, частично поисковые, или эвристические.

1. Репродуктивный прием предусматривает воспроизводящую деятельность учащихся по образцу действий учителя, которому принадлежит основная роль. Он организует и направляет всю работу учащихся: проводит подготовку оборудования, объясняет и показывает способ выполнения работы, дает четкие и ясные задания и пояснения, своевременно оказывает помощь слабым учащимся, обобщает полученные результаты работы, контролирует и оценивает их знания и умения. Репродуктивный прием выполнения лабораторных работ особенно эффективен при отработке экспериментальных умений,  так как их формирование требует многократных действий по образцу.

Такой прием неизбежен при выполнении первых лабораторных работ в 7 классе, когда у учащихся еще нет необходимых умений их выполнения. Примером таких лабораторных работ в 7 классе являются:  «Измерение объема жидкости с помощью мензурки», «Измерение массы тела при помощи рычажных весов». Репродуктивный прием не способствует развитию мышления учащихся, и частое его применение приводит к формализму их знаний и умений.

2. Иллюстративный прием выполнения лабораторных работ – это такой прием, когда работа сопровождает объяснение учителя, иллюстрирует его. При этом приеме значительную роль играет воспроизводящая деятельность учащихся. Деятельность учителя же сводится к устному руководству выполнения работ, показу отдельных образцов действий учащихся. Иллюстративным приемом часто выполняют такие работы, на которых отдельные элементы фронтального оборудования применяются в качестве раздаточного материала. В данном случае лабораторный эксперимент не является источником новых знаний для учащихся, а служит иллюстрацией к уже известным явлениям и закономерностям. Выполнение работ по подробным инструкциям приводит к формированию знаний и экспериментальных умений на уровне воспроизведения.

3. Частично-поисковый (эвристический) прием выполнения лабораторных работ характеризуется более активной познавательной деятельностью учащихся, когда им дается только тема работы и план ее выполнения, а результат ее не известен: они должны получить его самостоятельно. При этом учитель руководит практическими действиями учащихся, направляет их мыслительную деятельность на анализ полученных из опыта результатов и на формирование нового, ранее неизвестного знания. Эвристическим приемом можно выполнять лабораторные работы лишь в тех случаях, когда у учащихся уже сформированы необходимые экспериментальные умения. Например, при выполнении лабораторных работ по электричеству учащиеся должны уметь собирать электрические цепи, обращаться с измерительными  приборами.

4. Исследовательский прием выполнения лабораторных работ характеризуется наибольшей познавательной самостоятельностью учащихся, когда они получают от учителя только тему работы, а пути ее выполнения разрабатывают сами и самостоятельно проводят измерения, обрабатывают результаты и делают выводы. Функция учителя в этом случае заключается лишь в контроле за действиями учащихся. При этом возможен коллективный поиск поставленной задачи. Например, при выполнении в 11 классе лабораторной работы «Наблюдение и интерференции и дифракции света» учитель вначале предлагает учащимся высказать свои соображения о возможных способах наблюдений указанных явлений. Учащиеся обычно предлагают несколько вариантов выполнения работы, которые коллективно выполняются.

В тех случаях, когда нужно охватить исследованием возможно больший объем материала в сравнительно короткое время, лабораторные работы можно проводить в форме дифференцированных заданий. При этом класс делят на две или три группы (например, по рядам столов в классе) и каждая группа выполняет только одно задание. По окончании работы поочередно обсуждают результаты, полученные  каждой из групп, подводят общий итог. Успех выполнения лабораторных работ по описываемой методике зависит от двух обстоятельств:

     учащиеся должны хорошо знать тот теоретический материал, который будет использоваться при выполнении данной лабораторной работы;

     владеть необходимыми экспериментальными умениями и навыками.

Поэтому перед выполнением лабораторных работ исследовательским приемом следует проверить (если нужно, восстановить) знание теории и сформированность необходимых экспериментальных умений.

 Не один из рассмотренных приемов выполнения лабораторных работ нельзя считать универсальным, пригодным для решения любых дидактических задач. Каждый прием имеет свои специфические особенности и приводит к положительным результатам в определенных условиях и решении тех или иных учебно-воспитательных задач.

Просмотров: 569

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст